Гомельский облисполком
Адрес: 246050, Гомель, пр. Ленина, 2

Меню
Главная Власть Исполнительная власть Управления и комитеты Главное управление ведомственного контроля Нарушения законодательства, выявленные главным управлением ведомственного контроля облисполкома при проведении проверок

Нарушения законодательства, выявленные главным управлением ведомственного контроля облисполкома при проведении проверок

Типичные нарушения законодательства, выявляемые при проведении проверок главным управлением ведомственного контроля облисполкома

Нарушения, выявляемые проверками, самые разнообразные, характерные для организаций определенной отрасли (здравоохранение, образование, агропромышленный комплекс), но отдельные из них являются типичными, выявляемыми при проведении проверок во всех отраслях.

Значительное количество нарушений (а нередко и злоупотреблений) допускается при начислении и выплатах заработной платы. Нарушения должностными лицами требований законодательства, регламентирующего вопросы оплаты труда, были допущены при установлении размеров окладов, надбавок и доплат, премий, расчетов выплат по среднему заработку.

При проведении проверок бюджетных организаций по-прежнему выявляются нарушения постановления Министерства труда от 21.01.2000 №6 «О некоторых мерах по совершенствованию оплаты труда работников бюджетных организаций», что составило наибольшую сумму незаконных расходов средств, выявленных по вопросам оплаты труда.

Формы, системы и размеры оплаты труда работников организаций, не являющихся бюджетными, в том числе и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора, в организациях разрабатывают Положения об оплате труда и допускают нарушения своих же Положений.

Например, Положением об оплате труда работников предприятия предусмотрено повышение тарифного оклада за сложность и ответственность выполняемых работ и трудовых функций в размере до 150% тарифного оклада.

Фактически, повышение за сложность, и ответственность выполняемых работ работникам начислялось от должностного оклада, рассчитанного с учетом повышения, установленного по условиям заключенного контракта в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь №29 от 26.07.1999.

В сфере организаций АПК установлены необоснованные расходы средств на выплаты зарплаты работникам животноводства за фактически не полученные привесы и за фактически не произведенное молоко .

Также, типичными являются факты отсутствия контроля со стороны ответственных должностных лиц за полнотой отработки рабочего времени, в том числе внешними совместителями. Причина этого в том, что работники, отвечающие за ведение табелей учета рабочего времени или других документов, отражающих количество отработанного времени, осуществляют недопустимую формальность при их заполнении,

В отдельных организациях не осуществляется документальное оформление замены временно отсутствующего работника, работникам в период их нахождения на отдыхе за пределами Республики Беларуси в табелях учета рабочего времени проставлялись рабочие дни и незаконно начислялась заработная плата.

Необоснованные выплаты заработной платы в связи с неотработкой рабочего времени являются также следствием недобросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей работниками организаций, в том числе работающими по совместительству.

Кроме финансовых последствий, не полная отработка рабочего времени приводит к ухудшению качества оказываемых услуг.

Участились случаи прямого хищения денежных средств путем незаконного перечисления работниками бухгалтерии на личные карт-счета,

Например, бухгалтер предприятия производила начисление заработной платы подставным лицам, вносила ложные сведения в платежные ведомости, совершала хищение денежных средств через кассу, а также путем зачисления излишних сумм на карт-счета своих знакомых, которые впоследствии излишне перечисленные денежные средства возвращали ей под предлогом бухгалтерской ошибки .

Во всех отраслях проверками выявлены нарушения норм Указа Президента Республики Беларусь №150 от 29.03.2012 «О некоторых вопросах аренды и возмездного пользования имуществом»:

не обеспечивается взимание с арендаторов сумм затрат, понесенных на содержание сданного в аренду имущества; не истребуется оплата фактически понесенных арендодателями расходов по обслуживанию охранной и пожарной сигнализации; не предъявляются к возмещению арендаторам суммы затрат за профдезработы и по вывозу твердых бытовых отходов; не обеспечивается возмещение понесенных затрат по отоплению, электроэнергии, водообеспечению, зарплате обслуживающего персонала за места общего пользования; неправильно определяются ставки арендной платы либо назначение сдаваемого в аренду помещения; не предъявляются арендаторам к оплате суммы пени за несвоевременное внесение арендных, коммунальных платежей и другие нарушения.

Типичными нарушениями законодательства, регулирующего строительную деятельность, являются: завышение объемов фактически выполненных строительных работ, завышение норм расхода строительных материалов, выполнение работ с отступлениями от утвержденной проектно-сметной документации и несоблюдение сроков выполнения работ.

При проведении проверок устанавливаются многочисленные случаи отсутствия указания даты подписания акта сдачи-приемки выполненных строительных работ, как со стороны заказчика, так и со стороны подрядчика.

Факт отсутствия даты подписания акта не позволяет достоверно установить, были ли выполнены работы, в установленный договором срок, а также срок возникновения у заказчика денежного обязательства по оплате выполненных работ.

В ходе контрольных обмеров, как правило в каждом случае, устанавливаются факты отражения подрядчиками в актах формы С-2а фактически не выполненных объемов работ, которые в ходе контроля заказчиками за производством работ выявлены не были. Работы, включенные в акты, оплачивались в полном объеме, что впоследствии влекло причинение вреда (реального ущерба) для организаций.

При проведении проверок нередко устанавливаются факты не использования подрядчиками части материалов, полученных от заказчика для выполнения работ.

Нередки случаи, когда заказчику остаток материалов подрядчиком не возвращается, а также не возмещается стоимость материалов, оставшихся у подрядчика. Причины этому также отсутствие контроля со стороны заказчика за переданными и фактически использованными материальными ресурсами.

Необходимо также отметить, что постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 25.01.2013 №3 «О примерных формах учетных документов в строительстве» установлена форма С- 14 «Акт оприходования материалов, полученных от разборки».

При проведении проверок констатируются случаи когда возвратные материалы в установленном порядке не учитываются, акт формы С-14 не составляется, Например, не оприходуется в установленном порядке металлолом, полученный от разборки трубопроводов.

Также, специалистами технического надзора не осуществляются как следует функции контроля за производством работ на объектах, подписываются акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ с завышением их объемов и стоимости.

При осуществлении закупочной деятельности характерными нарушениями являлось заключение договоров с коммерческими структурами по закупкам товаров без проведения конкурентных процедур закупок, при отсутствии при этом анализа цен и коньюктуры рынка, необходимых для принятия оптимального решения при выборе поставщиков.

Так, комиссии по закупкам зачастую не осуществляют должным образом изучение рынка товаров, необходимых для закупки. Как следствие, в ходе проверок нередко устанавливаются факты, когда при наличии на территории Республики Беларусь организаций и фирм, являющихся официальными дилерами производителей товаров (либо когда сам производитель является резидентом Республики Беларусь), закупки данных товаров, тем не менее, производятся у фирмы-посредника, которая при этом не первая в списке первоначальных поставщиков этого товара.

В результате, закупленные через целый ряд посредников товары поставляются покупателю уже по ценам, завышенным от 3-х до 10 раз, при этом отдельные закупленные по завышенным ценам материальные ценности практически не востребованы и находятся на складах предприятий ввиду отсутствия производственной необходимости,

Практически при проведении каждой проверки выявляются случаи необоснованного расходования средств на содержание автотранспорта и прежде всего и, прежде всего, - вследствие неправильного применения норм расхода топлива, необоснованного списания ГСМ и заправки автотранспортных средств в объемах, превышающих фактический объем топливного бака.

Наиболее характерным нарушением, влекущим причинение вреда (реального ущерба) при оприходовании и списании продуктов питания, является использование на пищеблоках учреждений продуктов с истекшим сроком годности, а также завышение норм закладки продуктов для приготовления блюд.

Нередко допускаются нарушения требований пункта 9 Правил бесплатного обеспечения работников молоком или равноценными пищевыми продуктами при работе с вредными веществами, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2002 №260. Проверками установлены случаи необоснованной выдачи спецпитания (молока) работникам учреждений, контактирующих с вредными веществами менее половины продолжительности рабочего дня, установленной законодательством.

По-прежнему в ряде учреждений и организаций допускается формальный подход к проведению инвентаризаций основных средств и имущества.

Как правило инвентаризационная комиссия получает в бухгалтерии распечатку материальных ценностей, числящихся в подотчете того или иного материально-ответственно лица и простым образом сверяет их наличие, при этом на территории организации могут находиться не учтенные материальные ценности, которые соответственно не отражаются в инвентаризационной ведомости.

Как следствие, проводимыми в ходе проверок инвентаризациями в каждом случае выявляются не учтенные здания, ограждения территорий, асфальтобетонные покрытия, тротуарные дорожки, беседки, малые архитектурные формы и другие основные фонды.

Допускается еще одно общее нарушение, когда годовая инвентаризация проводится не по всем материально-ответственным лицам.

В организациях агропромышленного комплекса возбуждено ряд уголовных дел по фактам разукомлектования техники и недостачи скота.

При этом в отдельных случаях имеет место хищение, в других – обычная бесхозяйственность и нарушение порядка списания основных средств.

Осуществляется разборка техники без своевременного списания и оприходования годных для дальнейшего использования запчастей, узлов, агрегатов, запасные части с одной единицы техники переустанавливаются на другую.

Вследствие сокрытия падежа скота и внесения недостоверных сведений в статотчетность на момент проверок образовались недостачи, т.к. падеж документально не отражался и заключения работников ветеринарной службы отсутствуют.

Причинами допущения нарушений, выявляемых проверками, по-прежнему являются одни и те же:

- необеспечение со стороны руководителей и главных бухгалтеров организаций должного внутрихозяйственного учета и контроля;

- незнание законодательства или неправильное применение норм законодательства ответственными должностными лицами организаций на вверенных им участках финансово-хозяйственной деятельности.

Одним из механизмов, способствующих укреплению внутрихозяйственного контроля является разработка графика документооборота, способствующего оперативному и своевременному составлению, сдаче и обработке первичных документов, и осуществление контроля за соблюдением сроков его исполнения всеми службами организации.

В вопросе обеспечения сохранности материальных ценностей и денежных средств важное значение имеют подбор и расстановка работников, должности которых связаны с материальной ответственностью.

Также необходимо повысить уровень эффективности работы, проводимой отраслевыми органами управления в системе подведомственных организаций, а также качества оказания методологической и практической помощи работникам подчиненных организаций.